SUBARU LEGACY
 
руководство по ремонту и эксплуатации

Введение Руководство по эксплуатации
Доступ, защита. Ключи - общая информация Дверные замки Единый замок (при соответствующей комплектации) Выключатель зажигания/замок блокировки рулевой колонки Система иммобилизации двигателя Стеклоподъемники Крышка багажного отделения (Legacy Седан) Дверь задка (Legacy Универсал и Outback) Верхние люки (при соответствующей комплектации) Доступ в подкапотное пространство Элементы систем безопасности Правила пользования средствами пассивной безопасности водителя и пассажиров Регулировка сидений Регулировка наклона рулевой колонки (если предусмотрена) Система дополнительной безопасности (SRS) Опасность отравления монооксидом углерода (СО) Расположение рабочих элементов Панель приборов - общая информация Комбинация приборов Органы управления и оборудование салона Оборудование багажного отделения Комфорт. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха Аудиосистема Приемы эксплуатации. Основные предостережения Обкатка нового автомобиля Заправка автомобиля Контроль уровня моторного масла Контроль уровня охлаждающей жидкости двигателя Перевозка грузов в автомобиле Запуск двигателя Остановка двигателя Особенности управления автомобилем с ручной коробкой переключения передач Особенности управления автомобилем с автоматической трансмиссией Особенности управления полноприводным автомобилем Особенности эксплуатации автомобиля, оборудованного системой гидроусиления руля (ГУР) Особенности управления автомобилем, оборудованным противооткатным устройством, - модели с РКПП (при соответствующей комплектации) Торможение Особенности управления автомобилем, оборудованным системой динамической стабилизации VDC (при соответствующей комплектации) Система управления скоростью (темпостат) Электропневматическая подвеска (при соответствующей комплектации) Автоматическая регулировка высоты положения задней подвески (модели Outback) Рекомендации по экономии расхода топлива Особенности эксплуатации автомобиля, оборудованного каталитическим преобразователем Стоянка автомобиля Рекомендации по вождению автомобиля в неблагоприятных погодных условиях Эксплуатация автомобиля в условиях зимы Буксировка прицепа
Текущее обслуживание
График текущего обслуживания автомобилей Subaru Legacy и Outback Спецификации Общие сведения о настройках и регулировках Проверка уровней жидкостей (в соответствии с Графиком текущего обслуживания) Замена двигательного масла и масляного фильтра Проверка состояния и замена расположенных в двигательном отсеке шлангов Ротация колес Смазывание компонентов шасси Проверка состояния компонентов системы выпуска отработавших газов Проверка состояния ремней безопасности Проверка состояния компонентов подвески Проверка состояния компонентов рулевого привода Проверка и регулировка состава смеси холостого хода, - корме моделей, оборудованных каталитическим преобразователем Проверка состояния защитных чехлов шарниров приводных валов Проверка состояния, регулировка усилия натяжения ремней привода вспомогательных агрегатов Проверка и регулировка противооткатного устройства Проверка исправности функционирования и регулировка компонентов сцепления Проверки и регулировки тормозной системы Проверка состояния компонентов системы охлаждения Проверка состояния и замена охлаждающей жидкости двигателя Замена фильтрующего элемента воздухоочистителя Проверка состояния компонентов системы питания Замена тормозной жидкости/прокачка гидравлического тракта Замена ATF автоматической трансмиссии Замена трансмиссионного масла РКПП Замена смазок заднего и переднего дифференциала Проверка состояния и замена газораспределительного ремня - модели 2.0 и 2.5 л Проверка и замена топливного фильтра Проверка состояния и замена свечей зажигания и ВВ электропроводки Проверка колесных подшипников Проверка клапанных зазоров Замена ремней привода вспомогательных агрегатов и замена
Двигатель
Спецификации Проверка компрессионного давления в цилиндрах и герметичности блока Диагностика состояния двигателя с применением вакуумметра Система смазки двигателя - общая информация Процедуры ремонта, не связанные с извлечением двигателя из автомобиля, - четырехцилиндровые двигатели Приведение поршня первого цилиндра в положение ВМТ Проверка и регулировка клапанных зазоров Снятие и установка шкива коленчатого вала Снятие и установка передних крышек привода ГРМ Снятие и установка ремня привода ГРМ, проверка состояния компонентов Снятие, проверка состояния и установка зубчатых колес распределительных валов Снятие и установка зубчатого колеса коленчатого вала Натяжитель газораспределительного ремня - общая информация и принцип функционирования Снятие, проверка состояния и установка элементов привода клапанов Снятие и установка распределительных валов Снятие и установка головок цилиндров Снятие и установка поддона картера и маслозаборника Снятие, обслуживание и установка масляного насоса Проверка давления двигательного масла Снятие и установка датчика-выключателя давления масла Снятие, проверка состояния и установка маховика/приводного диска Замена опор подвески силового агрегата Процедуры ремонта, не связанные с извлечением двигателя из автомобиля, - шестицилиндровые двигатели Приведение поршня первого цилиндра в положение ВМТ Проверка и регулировка клапанных зазоров Снятие и установка шкива коленчатого вала Снятие и установка крышек привода ГРМ Снятие и установка газораспределительных цепей Снятие и установка звездочек привода распределительных валов Снятие и установка звездочки коленчатого вала Автоматический натяжитель газораспределительной цепи - общая информация Снятие и установка распределительных валов Снятие и установка головок цилиндров Снятие и установка нижней секции поддона картера и маслозаборника Снятие, обслуживание и установка масляного насоса Обслуживание редукционного клапана масляного насоса Проверка давления двигательного масла Снятие и установка датчика-выключателя давления масла Снятие и установка маслоохладителя Снятие и установка приводного диска Замена опор подвески силового агрегата Общий и капитальный ремонт двигателей Снятие силового агрегата с автомобиля - методы выполнения и меры предосторожности Снятие и установка силового агрегата - порядок выполнения процедуры Альтернативные варианты схем восстановительного ремонта двигателя Порядок разборки двигателя при подготовке его к капитальному ремонту Обслуживание головки цилиндров Разборка блока цилиндров Обслуживание шатунно-поршневых сборок Обслуживание блока цилиндров Сборка блока цилиндров Пробный запуск и обкатка двигателя после капитального ремонта
Системы охлаждения, отопления
Спецификации Система охлаждения двигателя Антифриз - общие сведения Отсоединение и замена шлангов системы охлаждения Обслуживание системы охлаждения (опорожнение, промывка и заправка) Детали установки и принцип функционирования вентиляторов системы охлаждения Водяной насос - общая информация Проверка исправности функционирования и замена термостата Проверка исправности функционирования, снятие, обслуживание и установка вентиляторов системы охлаждения Обслуживание, снятие и установка радиатора системы охлаждения Проверка состояния крышки радиатора Снятие и установка расширительного бачка Снятие, проверка и установка водяного насоса Системы отопления/вентиляции/кондиционирования воздуха Снятие и установка дефлекторов и воздуховодов Снятие и установка резистивной сборки приводного электромотора вентилятора отопителя Снятие, проверка и установка приводного электромотора вентилятора отопителя Снятие и установка панели управления функционированием систем отопления/вентиляции/кондиционирования воздуха Снятие и установка сборки отопителя Снятие и установка теплообменника отопителя Проверка исправности функционирования и обслуживание систем отопления и кондиционирования воздуха Компрессор К/В - конструкция и принцип функционирования Конденсатор К/В - конструкция и принцип функционирования Ресивер-осушитель К/В - конструкция и принцип функционирования Датчик-выключатель давления К/В - конструкция и принцип функционирования Испаритель К/В - конструкция и принцип функционирования Расширительный клапан К/В - конструкция и принцип функционирования Проверка состояния, снятие и установка компрессора системы К/В Снятие и установка конденсатора системы К/В Снятие и установка ресивера-осушителя системы К/В Снятие и установка впускного блока системы К/В, замена испарителя Замена соединительных шлангов рефрижераторного тракта Проверка исправности функционирования датчика-выключателя давления Снятие и установка информационных датчиков системы автоматической системы кондиционирования (климат-контроль)
Системы питания и выпуска
Спецификации Система впрыска топлива Сбрасывание давления в системе питания Опорожнение топливного бака Проверка состояния и замена топливных линий и их штуцерных соединений Обслуживание компонентов впускного воздушного тракта Снятие и установка корпуса дросселя Обслуживание компонентов привода дроссельной заслонки Снятие, обслуживание и установка впускного трубопровода Обслуживание топливного насоса Снятие и установка главного реле MFI Снятие и установка реле топливного насоса Снятие и установка датчика запаса топлива Снятие и установка датчика уровня топлива в дополнительной камере топливного бака Снятие, проверка и установка топливного фильтра Снятие и установка запорного клапана отсечки топлива Снятие и установка демпфирующих топливных клапанов Снятие и установка топливного бака Снятие и установка заливной горловины топливного бака Снятие и установка компонентов системы впрыска топлива Системы управления двигателем и снижения токсичности отработавших газов ЕСМ - проверка исправности состояния и замена Диагностика неисправностей - общая информация и предварительные проверки Система бортовой самодиагностики (OBD) - общая информация Применение осциллографа для наблюдения рабочих параметров системы управления Снятие и установка компонентов систем снижения токсичности отработавших газов Система выпуска отработавших газов Снятие и установка секций системы выпуска отработавших газов
Электрооборудование двигателя
Спецификации Запуск двигателя от вспомогательного источника питания Снятие/установка, проверка и обслуживание аккумуляторной батареи Проверка состояния и замена проводов батареи Система зажигания - общая информация и меры предосторожности Проверка исправности функционирования системы зажигания Снятие, установка и проверка состояния модуля(ей) зажигания Проверка и регулировка установки угла опережения зажигания Замена датчиков CKP, CMP и KS Обслуживание и замена свечей зажигания Проверка состояния высоковольтных проводов (4-цилиндровые двигатели) Система заряда - общая информация и меры предосторожности Проверка состояния системы заряда Генератор - общая информация, проверка и обслуживание Снятие, разборка, сборка и установка генератора Система запуска - общая информация и меры предосторожности Проверка исправности функционирования стартера и цепи запуска Стартер Nippondenso - проверка и обслуживание Стартеры Mitsubishi - проверка и обслуживание
Ручная коробка и дифференциал
Спецификации Механизм блокировки включения задней передачи - устройство и принцип функционирования Межосевой дифференциал - устройство и принцип функционирования Снятие и установка трансмиссионной сборки Проверка состояния и замена элементов опор подвески трансмиссионной сборки Проверка состояния и замена сальника Снятие, установка и проверка состояния датчиков-выключателей Снятие, установка и проверка состояния датчика скорости (VSS) Подготовка к выполнению капитального ремонта РКПП Снятие, обслуживание и установка раздаточной коробки и удлинения трансмиссии Снятие, обслуживание и установка ведущей шестерни раздаточного механизма Снятие, обслуживание и установка ведомой шестерни раздаточного механизма Снятие, обслуживание и установка межосевого дифференциала Снятие, обслуживание, установка и регулировка сборки механизма блокировки включения задней передачи Снятие, установка и проверка состояния картера трансмиссионной сборки Снятие, обслуживание, установка и регулировка первичного вала РКПП Снятие, обслуживание и установка входного вала РКПП (модели с дополнительным двухступенчатым редуктором) Снятие, обслуживание и установка сборки вала ведущей шестерни главной передачи привода передних колес Снятие, обслуживание, установка и регулировка переднего дифференциала Снятие, установка и проверка состояния шестерни привода спидометра Снятие, установка и регулировка промежуточной шестерни задней передачи Снятие, установка, проверка и регулировка сборки шестерен двухступенчатого редуктора Снятие, проверка состояния и установка вилок и штоков переключения передач Снятие, обслуживание и установка рычага переключения передач РКПП Снятие, обслуживание и установка рычага переключения режимов дополнительного двухступенчатого редуктора Снятие, обслуживание и установка тросовой тяги привода переключения режимов двухступенчатого редуктора
Автоматическая трансмиссия
Спецификации Электрогидравлическая система управления - общая информация, назначение основных элементов Система самодиагностики - общая информация и принципы функционирования Диагностика общего состояния АТ Диагностика отказов АТ Снятие и установка трансмиссионной сборки Замена элементов подвески трансмиссионной сборки Замена сальника кожуха удлинения АТ Проверка состояния, регулировка и замена датчика-выключателя разрешения запуска Снятие и установка переднего датчика скорости (VSS) Снятие и установка заднего датчика скорости (VSS) Снятие и установка датчика оборотов турбины гидротрансформатора Снятие, обслуживание и установка клапанной сборки Замена электромагнитных клапанов переключения, исполнительных электромагнитных клапанов и датчика температуры ATF Замена фильтра ATF Снятие и установка модуля управления трансмиссии (TCM) Снятие, установка и проверка состояния линий тракта охлаждения ATF Снятие, обслуживание и установка компонентов рычага селектора АТ Снятие, установка, проверка состояния и регулировка приводного троса селектора АТ
Сцепление
Спецификации Маховик и сцепление Маховик и сцепление - общая информация и проверка состояния компонентов Снятие, проверка состояния и установка компонентов сборки сцепления Снятие, проверка состояния и установка выжимного подшипника и рычага выключения сцепления Снятие, проверка состояния и установка исполнительного цилиндра сцепления Снятие, обслуживание и установка компонентов главного цилиндра сцепления Проверка состояния и замена соединительных линий гидравлического тракта привода сцепления Проверка уровня и замена гидравлической жидкости привода выключения сцепления Удаление воздуха из гидравлического тракта привода выключения сцепления Снятие, обслуживание, установка и регулировка педали сцепления Снятие, установка и проверка исправности состояния датчика-выключателя размыкания цепи стартера Приводные и карданный валы, задний дифференциал Привод передних колес - общая информация Снятие и установка поворотных кулаков, обслуживание ступичных сборок передних колес Снятие, обслуживание и установка переднего приводного вала Привод задних колес - общая информация Снятие и установка ступичных сборок задних колес, замена заднего ступичного подшипника Снятие, проверка состояния и установка компонентов карданного вала Проверка состояния и замена переднего сальника заднего дифференциала Снятие, обслуживание, установка и регулировка заднего дифференциала Т-типа Снятие, обслуживание, установка и регулировка заднего дифференциала VA-типа Снятие, установка и проверка состояния передней балки крепления заднего дифференциала Снятие, обслуживание и установка заднего приводного вала
Сцепление
Спецификации Тормозные механизмы передних и задних колес - общая информация Стояночный тормоз - конструкция и принцип функционирования Клапан-ограничитель давления - конструкция и принцип функционирования Противооткатная система - устройство, принцип функционирования и меры предосторожности Система антиблокировки тормозов (ABS) - общая информация, принцип функционирования Система динамической стабилизации (VDC) - общая информация, принцип функционирования Проверка состояния замена колодок дисковых тормозных механизмов передних колес Снятие, проверка состояния и установка передних тормозных дисков Снятие, обслуживание и установка дисковых тормозных механизмов передних колес Проверка состояния и замена колодок дисковых тормозных механизмов задних колес Снятие, проверка состояния и установка задних тормозных дисков Снятие, обслуживание и установка дисковых тормозных механизмов задних колес Снятие, обслуживание и установка главного тормозного цилиндра (ГТЦ) Снятие, установка и проверка исправности функционирования вакуумного усилителя тормозов Снятие, установка и проверка исправности функционирования клапана-ограничителя давления Замена тормозной жидкости Прокачка гидравлического тракта тормозной системы Проверка состояния и замена гибких тормозных шлангов Проверка состояния и замена трубок тормозного тракта Снятие, обслуживание, установка и регулировка педали ножного тормоза Снятие, проверка состояния, установка и регулировка датчика-выключателя стоп-сигналов Снятие, установка, проверка состояния и регулировка рычага привода стояночного тормоза Снятие, проверка состояния и установка элементов тросового привода стояночного тормоза Снятие, установка и регулировка механизма стояночного тормоза Снятие, установка, проверка состояния и регулировка компонентов противооткатного устройства Снятие, установка и проверка исправности функционирования сборки модуля управления/гидромодулятора ABS Проверка последовательности срабатывания клапанов гидромодулятора ABS Снятие, установка и проверка исправности функционирования передних колесных датчиков ABS Снятие, установка и проверка исправности функционирования задних колесных датчиков ABS Снятие, установка и проверка состояния роторов колесных датчиков Снятие, установка и диагностика датчика перегрузок (G-датчик) Диагностика отказов ABS Снятие, установка и регулировка модуля управления VDC Снятие, установка и проверка исправности функционирования гидромодулятора VDC Проверка последовательности срабатывания клапанов гидромодуляторов ABS и VDC Снятие, установка и проверка исправности функционирования датчика увода/поперечных перегрузок Снятие, установка и проверка исправности функционирования датчика угла поворота рулевого колеса VDC Снятие, установка и проверка исправности функционирования колесных датчиков с роторами Снятие, установка и проверка исправности функционирования выключателя деактивации VDC (VDC OFF) Диагностика отказов VDC
Подвеска и рулевое управление
Спецификации Передняя подвеска Снятие, обслуживание и установка поперечных рычагов передней подвески Снятие, проверка состояния и установка шаровых опор Снятие, обслуживание и установка передних стоек Снятие, проверка состояния компонентов и установка переднего стабилизатора поперечной устойчивости Снятие и установка поперечной балки передней подвески Задняя подвеска Снятие, проверка состояния компонентов и установка заднего стабилизатора поперечной устойчивости Снятие, обслуживание и установка продольных рычагов задней подвески Снятие, обслуживание и установка верхнего поперечного рычага задней подвески Снятие, обслуживание и установка задних телескопических амортизаторов Снятие и установка переднего поперечного рычага задней подвески Снятие, обслуживание и установка заднего поперечного рычага задней подвески Снятие и установка передних растяжек заднего подрамника Снятие и установка заднего подрамника Снятие и установка буферных элементов Рулевое управление Конструкция и принцип функционирования элементов гидроусиленного рулевого привода - общая информация Регулируемая травмобезопасная рулевая колонка - общая информация Снятие и установка рулевого колеса Снятие, проверка состояния и установка карданного шарнира рулевой колонки Снятие, обслуживание и установка рулевой колонки Снятие, обслуживание и установка рулевого механизма Снятие, установка и проверка состояния элементов гидравлического тракта ГУР Снятие, обслуживание и установка рулевого насоса Снятие и установка резервуара жидкости ГУР Проверка и замена жидкости ГУР, удаление воздуха из гидравлического тракта Колесные сборки, геометрия подвески Колеса и шины - общая информация Проверка и регулировка геометрии подвески
Кузов
Обслуживание петель и замков автомобиля Замена ветрового и прочих фиксированных стекол Снятие и установка декоративной решетки радиатора Снятие и установка панели защиты картера Снятие и установка переднего бампера Снятие и установка заднего бампера Снятие и установка локеров защиты арок передних колес Снятие и установка боковых накладок кузовных панелей Снятие и установка переднего обтекателя Снятие и установка заднего спойлера Снятие и установка боковых спойлеров Снятие и установка профильных направляющих верхнего багажника Снятие установка главного вещевого ящика Снятие и установка элементов центральной консоли Снятие и установка панели приборов Снятие и установка панелей внутренней обивки дверей, включая дверь задка (модели Legacy Универсал и Outback) и крышку багажного отделения (модели Седан) Снятие и установка элементов внутренней отделки Ремни безопасности - общая информация, проверка состояния, снятие и установка, порядок утилизации несработавших аварийных натяжителей Снятие, обслуживание и установка сидений Снятие, установка и регулировка капота Снятие, установка и регулировка замка капота Снятие и установка передних крыльев Снятие, установка и регулировка дверных панелей Снятие, обслуживание и установка компонентов верхних люков Снятие, установка и проверка компонентов замковых сборок Снятие, установка и регулировка дверных стекол и компонентов стеклоподъемников Снятие, обслуживание и установка зеркал заднего вида Снятие, обслуживание и установка стеклоочистителей и компонентов тракта подачи омывающей жидкости Контрольные кузовные размеры
Бортовое электрооборудование
Спецификации Поиск причин отказов электрооборудования Предохранители - общая информация Прерыватели цепи - общая информация Реле - общая информация и проверка исправности функционирования Детали прокладки бортовой электропроводки Система дополнительной безопасности (SRS) - устройство и принцип функционирования Диагностика неисправностей SRS Снятие и установка компонентов SRS Система управления скоростью (темпостат) - устройство и принцип функционирования Проверка исправности функционирования компонентов и диагностика отказов темпостата Снятие, проверка состояния и установка компонентов системы управления скоростью Комбинация приборов - общая информация и принцип функционирования компонентов Диагностика отказов компонентов комбинации приборов Снятие, обслуживание и установка комбинации приборов, проверка состояния компонентов Обогрев заднего стекла и зеркал заднего вида - общая информация, проверка исправности функционирования компонентов, восстановительный ремонт термоэлектрического нагревательного элемента Обогрев щеток стеклоочистителей - общая информация, проверка исправности функционирования компонентов, восстановительный ремонт термоэлектрического нагревательного элемента Снятие, проверка состояния и установка выключателей управления функционированием электропривода регуляторов стеклоподъемников Электропривод зеркал заднего вида - проверка исправности функционирования Снятие проверка и установка переключателя управления функционированием электропривода наружных зеркал заднего вида Снятие, проверка состояния и установка переключателя управления функционированием электропривода верхнего люка Снятие, проверка состояния и установка комбинированных подрулевых переключателей Проверка исправности функционирования электромоторов привода стеклоочистителей, снятие, проверка и установка управляющего реле заднего стеклоочистителя на моделях Legacy Универсал/Outback Проверка реле и выключателей осветительных и сигнальных приборов Снятие и установка осветительных приборов, замена ламп Снятие, проверка состояния и установка рожков и выключателя клаксона Проверка состояния и замена контактной группы выключателя зажигания Единый замок - устройство, принцип функционирования, диагностика неисправностей Снятие, проверка состояния и установка компонентов единого замка Система иммобилизации двигателя - устройство, принцип функционирования, диагностика неисправностей Снятие и установка компонентов системы иммобилизации двигателя Снятие и установка сборки радиоприемника Снятие и установка громкоговорителей Проверка состояния и восстановительный ремонт оконной антенны радиоприемника Снятие, установка и проверка состояния антенного усилителя радиоприемника Снятие и установка прикуривателя Схемы электрических соединений Распределение питания Распределение заземления Подушки безопасности Система кондиционирования воздуха Система антиблокировки тормозов (ABS) Система управления автоматической трансмиссии Аудиосистема Система заряда Комбинация приборов Система управления скоростью (темпостат) Дверные замки Измеритель температуры охлаждающей жидкости двигателя Электрооборудование двигателя Измеритель запаса топлива Неотключаемый двухступенчатый редуктор Передняя розетка электропитания Привод регулировки фар Клаксон Система иммобилизации двигателя Единый замок Огни заднего хода Габаритные огни и подсветка приборов Противотуманные фары Фары Внутреннее освещение Стоп-сигналы Указатели поворотов и аварийная сигнализация Контрольная лампа давления масла Дисплей вывода показаний датчика температуры наружного воздуха Контрольная лампа взведения стояночного тормоза/уровня тормозной жидкости Электропривод сидений Электропривод стеклоподъемников Вентилятор системы охлаждения Задняя розетка электропитания Задние туманные фонари Электроообогрев заднего стекла Электропривод дверных зеркал заднего вида Контрольная лампа <Пристегните ремни> Обогрев сидений Система запуска Электропривод верхнего люка Система динамической стабилизации (VDC) Очистители/омыватели ветрового стекла Очиститель/омыватель заднего стекла, модели Универсал Электрообогрев стеклоочистителей
Рулевое управление

Рулевое управление

Конструкция и принцип функционирования элементов гидроусиленного рулевого привода - общая информация

Функциональная схема системы ГУР на моделях 2.0 и 2.5 л

1 — Силовой цилиндр
2 — Поршень рулевой рейки
3 — Шток рулевой рейки
4 — Вал ведущей шестерни
5 — Трубка А
6 — Трубка В
7 — Роторный управляющий клапан
8 — Рулевой вал
9 — Рулевое колесо
10 — Чувствительный к изменениям давления клапан

11 — Резервуар гидравлической жидкости
12 — Шиберный насос
13 — Редукционный клапан
14 — Шланг В
15 — Клапан регулировки расхода
16 — Двигатель
17 — Насосная сборка
18 — Шланг А
19 — Камера А
20 — Камера В


Функциональная схема системы ГУР на моделях 3.0 л

1 — Силовой цилиндр
2 — Поршень рулевой рейки
3 — Шток рулевой рейки
4 Вал ведущей шестерни
5 — Камера А
6 — Камера В
7 — Трубка А
8 — Трубка В
9 — Роторный управляющий клапан
10 — Рулевой вал

11 — Рулевое колесо
12 — Резервуар гидравлической жидкости
13 — Шиберный насос
14 — Редукционный клапан
15 — Шланг А
16 — Шланг В
17 — Управляющий клапан насосной сборки
18 — Насосная сборка
19 — Двигатель


Организация гидроусиления рулевого механизма

1 — Поршень
2 — Шток рейки
3 — Цилиндр

4 — Силовой цилиндр
5 — Вал ведущей шестерни
6 — Роторный управляющий клапан


Общая информация

Привод рулевого насоса осуществляется непосредственно от двигателя посредством приводного ремня.

При прямолинейном движении автомобиля чувствительный к изменениям давления клапан-переключатель насосной сборки остается открытым, обеспечивая сброс гидравлической жидкости обратно в резервуар системы ГУР.

Функциональная схема гидравлической системы усиления рулевого привода представлена на иллюстрациях.

За счет применения клапана регулировки расхода давление гидравлической жидкости поддерживается практически постоянным при любых оборотах двигателя. Под регулируемым напором гидравлическая жидкость подается по шлангу А к роторному управляющему клапану.

При поворачивании рулевого колеса соединенный с валом ведущей шестерни роторный клапан открывает гидравлический контур в направлении, соответствующем направлению поворота колеси гидравлическая жидкость по трубке А или В подается в соответствующую (А или В) рабочую камеру.

Повышение давления в рабочей камере приводит к возникновению вспомогательного усилия, воздействующего на поршень рулевой рейки в направлении перемещения последней, что в существенной мере снижает сопротивление рулевого колеса вращению.

Смещение рейки приводит к вытеснению гидравлической жидкости из второй рабочей камеры в резервуар ГУР через трубку А/В, роторный клапан и шланг В.

Ограничение максимального давления гидравлической жидкости осуществляется за счет включения в насосную сборку редукционного клапана.

Поскольку рулевой вал через роторный управляющий клапан механически соединяется с валом ведущей шестерни, потери управления не происходит даже в случае отказа системы гидроусиления.

Конструкция и принцип функционирования рулевого механизма


Силовой цилиндр

Основу гидравлической части рулевого механизма составляют объединенные в общую сборку роторный управляющий клапан и силовой цилиндр реечной передачи. Шток рулевой рейки в используемой конструкции играет роль поршня в силовом цилиндре, сквозь роторный клапан продет вал ведущей шестерни. Рабочие камеры цилиндра и роторного клапана соединены между собой посредством двух гидравлических трубок.

Роторный управляющий клапан

Конструкция роторного управляющего клапана

1 — Торсионный стержень
2 — Муфта
3 — Ротор
4 — Ведущая шестерня
5 — Аварийное зацепление шестерни с ротором
6 — Проходной канал V1
7 — Проходной канал V2
8 — Проходной канал V3
9 — Проходной канал V4
10 — Канавка С
11 — Канавка D

12 — Торсионный стержень
13 — Ротор
14 — Муфта
15 — Возвратная гидравлическая линия (к резервуару ГУР)
16 — Ведущая шестерня
17 — Торсионный стержень
18 — Ротор
А — Сечение «Вид А»
В — Сечение «Вид В»


Схема функционирования роторного клапана при отпущенном рулевом колесе

1 — Камера А
2 — Камера В
3 — V1
4 — V2
5 — V3

6 — V4
7 — От рулевого насоса
8 — К А
9 — К В


Схема функционирования роторного клапана при вращении рулевого колеса вправо

1 — Камера А
2 — Камера В
3 — V1

4 — V2
5 — V3


Схема подключения рулевого насоса (модели 2.0 и 2.5 л)

1 — Рулевой насос

2 — Резервуар гидравлической жидкости


Схема функционирования рулевого насоса (модели 2.0 и 2.5 л)

1 — Резервуар ГУР
2 — Редукционный клапан
3 — Чувствительный к изменению давления клапан
4 — Шиберный насос

5 — Клапан управления расходом
6 — Насосная сборка
7 — Рулевой механизм


Конструкция шиберного насоса (модели 2.0 и 2.5 л)

1 — Выпускной порт
2 — Ротор
3 — Впускные порты
4 — Шиберные лопатки

5 — Насос
6 — Выпускной порт
7 — Эксцентриковое кольцо


Принцип функционирования клапана управления расходом (модели 2.0 и 2.5 л)

1 — Золотник
2 — К рулевому механизму

3 — Дроссельное отверстие
4 — От шиберного насоса


Схема подключения чувствительного к изменению давления клапана (модели 2.0 и 2.5 л)

1 — Чувствительный к изменению давления клапан
2 — Насос

3 — Клапан управления расходом
4 — К рулевому механизму


Схема функционирования чувствительного к изменению давления клапана при отпущенном рулевом колесе (модели 2.0 и 2.5 л)

1 — К резервуару гидравлической жидкости
2 — Сливной порт открыт

3 — Подаваемая под напором от насоса жидкость (выше)
4 — Давление потока жидкости, пропускаемой через клапан управления расходом (ниже)


Схема функционирования чувствительного к изменению давления клапана при вращении рулевого колеса (модели 2.0 и 2.5 л)

1 — К резервуару гидравлической жидкости
2 — Сливной порт открыт

3 — Подаваемая под напором от насоса жидкость (выше)
4 — Давление потока жидкости, пропускаемой через клапан управления расходом (ниже)


Принцип функционирования редукционного клапана насоса ГУР (модели 2.0 и 2.5 л)

1 — К резервуару ГУР
2 — Пружина
3 — Контрольный шарик
4 — Клапан закрыт

5 — Давление жидкости, пропускаемой через клапан управления расходом (ниже критического)
6 — Клапан открыт
7 — Давление жидкости, пропускаемой через клапан управления расходом (выше критического)

Управляющий клапан состоит из вращающегося вместе с рулевым валом ротора, ведущей шестерней, введенной в зацепление с ротором посредством торсионного стержня и вращающейся вместе с шестерней муфты. Конструкция клапана представлена на иллюстрации.

В роторе и муфте клапанной сборки предусмотрены канавки С и D, образующие проходные каналы с V1 по V4 для потока гидравлической жидкости.

Конфигурация зазора зацепления шестерни с ротором обеспечивает возможность ручного привода рейки в случае отказа системы гидроусиления.

Когда торсионный стержень скручивается под воздействием крутящего момента, прикладываемого к рулевому колесу, положение ротора относительно муфты изменяется, что сопровождается изменением проходного сечения каналов V1 ÷ V4. Данный механизм позволяет соотносить напор рабочего тела системы с величиной усилия, прикладываемого к рулевому колесу.

Когда рулевое колесо отпущено ротор и муфта удерживаются в нейтральном положении, в карбюратором каналы V1, V2 и V3, формируемые канавками С и D сохраняют одинаковые проходные сечения. При этом поток нагнетаемой насосом жидкости перенаправляется обратно в резервуар ГУР, а рулевая рейка остается в свободном состоянии.

Поворачивание рулевого колеса вправо приводит к приоткрыванию каналов V1 и V3, в то время как каналы V2 и V4 практически полностью перекрываются. При этом давление в камере А силового цилиндра повышается пропорционально снижению расхода гидравлической жидкости через каналы V2 и V4, с другой стороны, давление в камере В снижается за счет отвода жидкости в резервуар ГУР по каналу V3. возникающий перепад давлений с разных сторон поршня приводит к смещению рейки в требуемом направлении (вправо). При вращении рулевого колеса влево картина изменяется зеркально, что приводит к смещению рулевой рейки в требуемом направлении.

Нарушение исправности функционирования системы гидроусиления (например, в результате обрыва приводного ремня) приводит к отказу повышения гидравлического давления, в результате чего прикладываемый к рулевому колесу крутящий момент начинает механически передаваться от ротора управляющего клапана непосредственно на ведущую шестерню рулевого механизма.

Конструкция и принцип функционирования рулевого насоса

Привод шиберного рулевого насоса осуществляется от двигателя посредством клиновидного ремня.

Резервуар гидравлической жидкости установлен на кузовном элементе автомобиля.

Модели 2.0 и 2.5 л

Схема подключения насоса ГУР к рулевому механизму показана на иллюстрации.

В состав насоса включены три клапана: клапан управления расходом жидкости, а также чувствительный к изменению давления и редукционный клапаны.

Клапан управления расходом рабочей жидкости обеспечивает поддержание расхода гидравлической жидкости на одинаковом уровне вне зависимости от оборотов двигателя.

Чувствительный к изменения давления клапан обеспечивает возврат жидкости в резервуар ГУР при отпущенном рулевом колесе.

Редукционный клапан служит для защиты системы от чрезмерного повышения давления, крое могло бы произойти, например, в результате поворачивания рулевого колеса на всю длину хода его вращения.

Основу насосной сборки составляет помещенный внутрь эксцентрикового кольца оборудованный десятью скользящими лопастями (шиберами) ротор. При вращении ротора свободно посажанные шиберные лопатки под действием центробежной силы стремятся выдвинуться из своих направляющих пазов в радиальном направлении, прижимаясь при этом к стенкам имеющей овальную форму эксцентриковой камеры. Всасываемая через впускные порты в пространство между лопатками жидкость по мере сокращения объема полости сжимается и под напором выталкивается через выпускные порты в рабочий тракт системы гидроусиления.

Клапан управления расходом жидкости состоит из цилиндрического золотника, отжимаемого вправо по мере возрастания давления рабочей жидкости вследствие увеличения оборотов двигателя, - такое отжимание золотника сопровождается сужением проходного сечения дроссельного отверстия и, как следствие, к сокращению расхода жидкости.

Левый конец чувствительного к изменению давления клапана открыта в сторону выпуска насоса, а правая соединена с выходом клапана управления расходом.

При отпущенном рулевом колесе пропускаемая через клапан управления расходом в сторону силового цилиндра рулевого механизма рабочая жидкость перенаправляется в резервуар ГУР в обход роторного управляющего клапана, что не позволяет повышаться давлению с правой стороны клапанной сборки. Превышение нагнетаемого насосом давления с левой стороны клапана относительно давления справа приводит к смещению золотника клапана вправо и, как следствие, открыванию запираемого золотником сливного порта и перенаправлению нагнетаемой насосом жидкости в резервуар ГУР и соответствующему снижению давления в насосной сборке.

Вращение рулевого колеса в любом направлении приводит к увеличению давления пропускаемого через клапан управления расходом к поршню рулевой рейки потока жидкости. При этом золотник чувствительного к изменению давления клапана в течение некоторого времени продолжает удерживаться отжатым вправо напором нагнетаемой насосом жидкости. В определенный момент, когда давление с левой стороны клапанной сборки достигает критического значения, золотник отжимается влево, перекрывая сливной порт. В результате давление в насосной сборке повышается, что обеспечивает адекватное повышение напора в рабочей камере рулевого механизма.

Основным элементом редукционного клапана является подпираемый пружиной контрольный шарик. С противоположной пружине стороны на шарик оказывает воздействие давление, развиваемое пропускаемым через клапан управления расходом и подаваемым к рулевому механизму потоком жидкости. Чрезмерное возрастание гидравлического давления приводит к сжатию пружины и отжиманию шарика влево, в результате чего приоткрывается сформированный в теле клапанной сборки сливной канал и избыток жидкости сбрасывается в резервуар ГУР.

Модели 3.0 л

Схема функционирования рулевого насоса на моделях 3. 0 л показана на иллюстрации.

1 — Резервуар ГУР
2 — Редукционный клапан
3 — Управляющий клапан

4 — Шиберный насос
5 — Насосная сборка
6 — Рулевой механизм


Конструкция шиберного насоса (модели 3.0 л)

1 — Впускной порт
2 — Шиберная лопатка
3 — Ротор

4 — Эксцентриковое кольцо
5 — Выпускной порт


Схема функционирования насоса переменной производительности при малых оборотах двигателя

1 — Управляющий клапан
2 — Резервуар ГУР
3 — Пружина управляющего клапана
4 — Рулевой механизм
5 — Пружина эксцентрикового кольца

6 — Дроссельное отверстие
7 — Камера А наружной полости
8 — Камера В наружной полости
9 — Эксцентриковое кольцо


Схема функционирования насоса переменной производительности при средних и высоких оборотах двигателя

1 — Управляющий клапан
2 — Резервуар ГУР
3 — Пружина управляющего клапана
4 — Рулевой механизм
5 — Пружина эксцентрикового кольца

6 — Дроссельное отверстие
7 — Камера А наружной полости
8 — Камера В наружной полости
9 — Эксцентриковое кольцо
10 — Проходное сечение управляющего клапана


Схема срабатывания редукционного клапана насоса переменной производительности резком повышении рабочего давления в гидравлическом тракте рулевого усилителя

1 — Резервуар ГУР
2 — Редукционный клапан

3 — Рулевой механизм
4 — Пружина редукционного клапана

Расход гидравлической жидкости в системе гидроусиления руля моделей 3.0 л регулируется в соответствии с изменением оборотов двигателя, что гарантирует адекватное сопротивление рулевого колеса вращению при высоких скоростях движения.

Основу конструкции насосной сборки составляет шиберный насос переменной производительности, обеспечивающий снижение количества выталкиваемой в рабочий тракт системы за один оборот ротора гидравлической жидкости при увеличении оборотов двигателя. В насосную сборку также включены управляющий и редукционный клапаны.

Конструкция шиберного насоса представлена на иллюстрации. Главной отличительной особенностью данной конструкции является подвижная установка эксцентрикового кольца, которое может смещаться относительно ротора. Такое решение позволяет осуществлять корректировку производительности насоса на один оборот ротора.

Насос переменной производительности изменяет свою расходную характеристику благодаря корректировке форме эксцентриковой камеры в зависимости от оборотов двигателя. Характер зависимости приведен на иллюстрации.


Принцип функционирования рулевого насоса переменной производительности при малых оборотах двигателя (сектор А-В кривой на иллюстрации)

В силу конструктивных особенностей, нагнетаемая насосом жидкость подается на управляющий клапан одновременно с двух сторон. При этом на левую сторону клапанной сборки жидкость подается из нерегулируемого выпускного порта насоса, в то время как перед подачей на правую сторону клапана она предварительно пропускается через дроссельное отверстие, обеспечивающей определенное снижение напора. Таким образом, давление с левой стороны управляющего клапана всегда немного выше, чем с правой.

При работе на низких оборотах насос обеспечивает невысокий напор и результирующая разница давлений с разных сторон клапана невелика. При этом клапан под воздействием усилия, развиваемого своей пружиной, остается отжатым влево, и в камеру А наружной полости насосной сборки поступает находящаяся под атмосферным давлением жидкость из резервуара ГУР. С другой стороны, в камере В жидкость находится под давлением, определяемым сопротивлением дроссельного отверстия регулируемого выпускного порта. В результате, дополнительно поджимаемое справа пружиной эксцентриковое кольцо остается отжатым влево и эксцентриситет роторной камеры (а, следовательно, и производительность насоса) поддерживается максимальным.

Принцип функционирования рулевого насоса переменной производительности при средних и высоких оборотах двигателя (сектор В-D кривой на иллюстрации)

При средних и высоких оборотах двигателя производительность насоса увеличивается. Повышение давления перед дроссельным отверстием приводит отжиманию управляющего клапана вправо и подаче жидкости из нерегулируемого выпускного порта насоса в камеру А после предварительного дросселирования в левом впускном порту клапанной сборки. Камера же В при смещении управляющего клапана вправо соединяется с резервуаром ГУР. В результате регулируемого повышения давления в камере А обеспечивается отжимание эксцентрикового кольца вправо на требуемую величину с преодолением развиваемого пружиной противодействия. Смещение кольца приводит к снижению эксцентриситета роторной камере и соответствующему сокращению производительности насоса.

Степень приоткрывания управляющего клапана определяется разницей давлений впереди и позади дроссельного отверстия рабочего выпускного порта насосной сборки.


Принцип срабатывания редукционного клапана рулевого насоса при резких повышениях рабочего давления в системе ГУР

Когда в результате выворачивания рулевого колеса гидравлический контур рулевого механизма перекрывается, давление в нем может повышаться очень значительно. По достижении рабочим давлением в системе определенного значения происходит отжимание контрольного шарика редукционного клапана, вмонтированного непосредственно в золотник управляющего клапана. В результате открывания канала, соединяющего роторную камеру с резервуаром ГУР, обеспечивается сброс избыточного давления и поддержание напорной характеристики насоса на заданном уровне.

Рулевой механизм с переменным передаточным отношением (VGR)

На моделях Outback используется рулевой механизм с переменным передаточным отношением. При прямолинейном положении управляемых колес передаточное отношение реечной сборки поддерживается равным 1:19, что обеспечивает высокую курсовую устойчивость автомобиля при высоких скоростях движения. При максимальном выворачивании рулевого колеса вправо или влево передаточное отношение снижается, обеспечивая более высокую чувствительность рулевого привода.

РЕКЛАМА