SUBARU LEGACY
 
руководство по ремонту и эксплуатации

Введение Руководство по эксплуатации
Доступ, защита. Ключи - общая информация Дверные замки Единый замок (при соответствующей комплектации) Выключатель зажигания/замок блокировки рулевой колонки Система иммобилизации двигателя Стеклоподъемники Крышка багажного отделения (Legacy Седан) Дверь задка (Legacy Универсал и Outback) Верхние люки (при соответствующей комплектации) Доступ в подкапотное пространство Элементы систем безопасности Правила пользования средствами пассивной безопасности водителя и пассажиров Регулировка сидений Регулировка наклона рулевой колонки (если предусмотрена) Система дополнительной безопасности (SRS) Опасность отравления монооксидом углерода (СО) Расположение рабочих элементов Панель приборов - общая информация Комбинация приборов Органы управления и оборудование салона Оборудование багажного отделения Комфорт. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха Аудиосистема Приемы эксплуатации. Основные предостережения Обкатка нового автомобиля Заправка автомобиля Контроль уровня моторного масла Контроль уровня охлаждающей жидкости двигателя Перевозка грузов в автомобиле Запуск двигателя Остановка двигателя Особенности управления автомобилем с ручной коробкой переключения передач Особенности управления автомобилем с автоматической трансмиссией Особенности управления полноприводным автомобилем Особенности эксплуатации автомобиля, оборудованного системой гидроусиления руля (ГУР) Особенности управления автомобилем, оборудованным противооткатным устройством, - модели с РКПП (при соответствующей комплектации) Торможение Особенности управления автомобилем, оборудованным системой динамической стабилизации VDC (при соответствующей комплектации) Система управления скоростью (темпостат) Электропневматическая подвеска (при соответствующей комплектации) Автоматическая регулировка высоты положения задней подвески (модели Outback) Рекомендации по экономии расхода топлива Особенности эксплуатации автомобиля, оборудованного каталитическим преобразователем Стоянка автомобиля Рекомендации по вождению автомобиля в неблагоприятных погодных условиях Эксплуатация автомобиля в условиях зимы Буксировка прицепа
Текущее обслуживание
График текущего обслуживания автомобилей Subaru Legacy и Outback Спецификации Общие сведения о настройках и регулировках Проверка уровней жидкостей (в соответствии с Графиком текущего обслуживания) Замена двигательного масла и масляного фильтра Проверка состояния и замена расположенных в двигательном отсеке шлангов Ротация колес Смазывание компонентов шасси Проверка состояния компонентов системы выпуска отработавших газов Проверка состояния ремней безопасности Проверка состояния компонентов подвески Проверка состояния компонентов рулевого привода Проверка и регулировка состава смеси холостого хода, - корме моделей, оборудованных каталитическим преобразователем Проверка состояния защитных чехлов шарниров приводных валов Проверка состояния, регулировка усилия натяжения ремней привода вспомогательных агрегатов Проверка и регулировка противооткатного устройства Проверка исправности функционирования и регулировка компонентов сцепления Проверки и регулировки тормозной системы Проверка состояния компонентов системы охлаждения Проверка состояния и замена охлаждающей жидкости двигателя Замена фильтрующего элемента воздухоочистителя Проверка состояния компонентов системы питания Замена тормозной жидкости/прокачка гидравлического тракта Замена ATF автоматической трансмиссии Замена трансмиссионного масла РКПП Замена смазок заднего и переднего дифференциала Проверка состояния и замена газораспределительного ремня - модели 2.0 и 2.5 л Проверка и замена топливного фильтра Проверка состояния и замена свечей зажигания и ВВ электропроводки Проверка колесных подшипников Проверка клапанных зазоров Замена ремней привода вспомогательных агрегатов и замена
Двигатель
Спецификации Проверка компрессионного давления в цилиндрах и герметичности блока Диагностика состояния двигателя с применением вакуумметра Система смазки двигателя - общая информация Процедуры ремонта, не связанные с извлечением двигателя из автомобиля, - четырехцилиндровые двигатели Приведение поршня первого цилиндра в положение ВМТ Проверка и регулировка клапанных зазоров Снятие и установка шкива коленчатого вала Снятие и установка передних крышек привода ГРМ Снятие и установка ремня привода ГРМ, проверка состояния компонентов Снятие, проверка состояния и установка зубчатых колес распределительных валов Снятие и установка зубчатого колеса коленчатого вала Натяжитель газораспределительного ремня - общая информация и принцип функционирования Снятие, проверка состояния и установка элементов привода клапанов Снятие и установка распределительных валов Снятие и установка головок цилиндров Снятие и установка поддона картера и маслозаборника Снятие, обслуживание и установка масляного насоса Проверка давления двигательного масла Снятие и установка датчика-выключателя давления масла Снятие, проверка состояния и установка маховика/приводного диска Замена опор подвески силового агрегата Процедуры ремонта, не связанные с извлечением двигателя из автомобиля, - шестицилиндровые двигатели Приведение поршня первого цилиндра в положение ВМТ Проверка и регулировка клапанных зазоров Снятие и установка шкива коленчатого вала Снятие и установка крышек привода ГРМ Снятие и установка газораспределительных цепей Снятие и установка звездочек привода распределительных валов Снятие и установка звездочки коленчатого вала Автоматический натяжитель газораспределительной цепи - общая информация Снятие и установка распределительных валов Снятие и установка головок цилиндров Снятие и установка нижней секции поддона картера и маслозаборника Снятие, обслуживание и установка масляного насоса Обслуживание редукционного клапана масляного насоса Проверка давления двигательного масла Снятие и установка датчика-выключателя давления масла Снятие и установка маслоохладителя Снятие и установка приводного диска Замена опор подвески силового агрегата Общий и капитальный ремонт двигателей Снятие силового агрегата с автомобиля - методы выполнения и меры предосторожности Снятие и установка силового агрегата - порядок выполнения процедуры Альтернативные варианты схем восстановительного ремонта двигателя Порядок разборки двигателя при подготовке его к капитальному ремонту Обслуживание головки цилиндров Разборка блока цилиндров Обслуживание шатунно-поршневых сборок Обслуживание блока цилиндров Сборка блока цилиндров Пробный запуск и обкатка двигателя после капитального ремонта
Системы охлаждения, отопления
Спецификации Система охлаждения двигателя Антифриз - общие сведения Отсоединение и замена шлангов системы охлаждения Обслуживание системы охлаждения (опорожнение, промывка и заправка) Детали установки и принцип функционирования вентиляторов системы охлаждения Водяной насос - общая информация Проверка исправности функционирования и замена термостата Проверка исправности функционирования, снятие, обслуживание и установка вентиляторов системы охлаждения Обслуживание, снятие и установка радиатора системы охлаждения Проверка состояния крышки радиатора Снятие и установка расширительного бачка Снятие, проверка и установка водяного насоса Системы отопления/вентиляции/кондиционирования воздуха Снятие и установка дефлекторов и воздуховодов Снятие и установка резистивной сборки приводного электромотора вентилятора отопителя Снятие, проверка и установка приводного электромотора вентилятора отопителя Снятие и установка панели управления функционированием систем отопления/вентиляции/кондиционирования воздуха Снятие и установка сборки отопителя Снятие и установка теплообменника отопителя Проверка исправности функционирования и обслуживание систем отопления и кондиционирования воздуха Компрессор К/В - конструкция и принцип функционирования Конденсатор К/В - конструкция и принцип функционирования Ресивер-осушитель К/В - конструкция и принцип функционирования Датчик-выключатель давления К/В - конструкция и принцип функционирования Испаритель К/В - конструкция и принцип функционирования Расширительный клапан К/В - конструкция и принцип функционирования Проверка состояния, снятие и установка компрессора системы К/В Снятие и установка конденсатора системы К/В Снятие и установка ресивера-осушителя системы К/В Снятие и установка впускного блока системы К/В, замена испарителя Замена соединительных шлангов рефрижераторного тракта Проверка исправности функционирования датчика-выключателя давления Снятие и установка информационных датчиков системы автоматической системы кондиционирования (климат-контроль)
Системы питания и выпуска
Спецификации Система впрыска топлива Сбрасывание давления в системе питания Опорожнение топливного бака Проверка состояния и замена топливных линий и их штуцерных соединений Обслуживание компонентов впускного воздушного тракта Снятие и установка корпуса дросселя Обслуживание компонентов привода дроссельной заслонки Снятие, обслуживание и установка впускного трубопровода Обслуживание топливного насоса Снятие и установка главного реле MFI Снятие и установка реле топливного насоса Снятие и установка датчика запаса топлива Снятие и установка датчика уровня топлива в дополнительной камере топливного бака Снятие, проверка и установка топливного фильтра Снятие и установка запорного клапана отсечки топлива Снятие и установка демпфирующих топливных клапанов Снятие и установка топливного бака Снятие и установка заливной горловины топливного бака Снятие и установка компонентов системы впрыска топлива Системы управления двигателем и снижения токсичности отработавших газов ЕСМ - проверка исправности состояния и замена Диагностика неисправностей - общая информация и предварительные проверки Система бортовой самодиагностики (OBD) - общая информация Применение осциллографа для наблюдения рабочих параметров системы управления Снятие и установка компонентов систем снижения токсичности отработавших газов Система выпуска отработавших газов Снятие и установка секций системы выпуска отработавших газов
Электрооборудование двигателя
Спецификации Запуск двигателя от вспомогательного источника питания Снятие/установка, проверка и обслуживание аккумуляторной батареи Проверка состояния и замена проводов батареи Система зажигания - общая информация и меры предосторожности Проверка исправности функционирования системы зажигания Снятие, установка и проверка состояния модуля(ей) зажигания Проверка и регулировка установки угла опережения зажигания Замена датчиков CKP, CMP и KS Обслуживание и замена свечей зажигания Проверка состояния высоковольтных проводов (4-цилиндровые двигатели) Система заряда - общая информация и меры предосторожности Проверка состояния системы заряда Генератор - общая информация, проверка и обслуживание Снятие, разборка, сборка и установка генератора Система запуска - общая информация и меры предосторожности Проверка исправности функционирования стартера и цепи запуска Стартер Nippondenso - проверка и обслуживание Стартеры Mitsubishi - проверка и обслуживание
Ручная коробка и дифференциал
Спецификации Механизм блокировки включения задней передачи - устройство и принцип функционирования Межосевой дифференциал - устройство и принцип функционирования Снятие и установка трансмиссионной сборки Проверка состояния и замена элементов опор подвески трансмиссионной сборки Проверка состояния и замена сальника Снятие, установка и проверка состояния датчиков-выключателей Снятие, установка и проверка состояния датчика скорости (VSS) Подготовка к выполнению капитального ремонта РКПП Снятие, обслуживание и установка раздаточной коробки и удлинения трансмиссии Снятие, обслуживание и установка ведущей шестерни раздаточного механизма Снятие, обслуживание и установка ведомой шестерни раздаточного механизма Снятие, обслуживание и установка межосевого дифференциала Снятие, обслуживание, установка и регулировка сборки механизма блокировки включения задней передачи Снятие, установка и проверка состояния картера трансмиссионной сборки Снятие, обслуживание, установка и регулировка первичного вала РКПП Снятие, обслуживание и установка входного вала РКПП (модели с дополнительным двухступенчатым редуктором) Снятие, обслуживание и установка сборки вала ведущей шестерни главной передачи привода передних колес Снятие, обслуживание, установка и регулировка переднего дифференциала Снятие, установка и проверка состояния шестерни привода спидометра Снятие, установка и регулировка промежуточной шестерни задней передачи Снятие, установка, проверка и регулировка сборки шестерен двухступенчатого редуктора Снятие, проверка состояния и установка вилок и штоков переключения передач Снятие, обслуживание и установка рычага переключения передач РКПП Снятие, обслуживание и установка рычага переключения режимов дополнительного двухступенчатого редуктора Снятие, обслуживание и установка тросовой тяги привода переключения режимов двухступенчатого редуктора
Автоматическая трансмиссия
Спецификации Электрогидравлическая система управления - общая информация, назначение основных элементов Система самодиагностики - общая информация и принципы функционирования Диагностика общего состояния АТ Диагностика отказов АТ Снятие и установка трансмиссионной сборки Замена элементов подвески трансмиссионной сборки Замена сальника кожуха удлинения АТ Проверка состояния, регулировка и замена датчика-выключателя разрешения запуска Снятие и установка переднего датчика скорости (VSS) Снятие и установка заднего датчика скорости (VSS) Снятие и установка датчика оборотов турбины гидротрансформатора Снятие, обслуживание и установка клапанной сборки Замена электромагнитных клапанов переключения, исполнительных электромагнитных клапанов и датчика температуры ATF Замена фильтра ATF Снятие и установка модуля управления трансмиссии (TCM) Снятие, установка и проверка состояния линий тракта охлаждения ATF Снятие, обслуживание и установка компонентов рычага селектора АТ Снятие, установка, проверка состояния и регулировка приводного троса селектора АТ
Сцепление
Спецификации Маховик и сцепление Маховик и сцепление - общая информация и проверка состояния компонентов Снятие, проверка состояния и установка компонентов сборки сцепления Снятие, проверка состояния и установка выжимного подшипника и рычага выключения сцепления Снятие, проверка состояния и установка исполнительного цилиндра сцепления Снятие, обслуживание и установка компонентов главного цилиндра сцепления Проверка состояния и замена соединительных линий гидравлического тракта привода сцепления Проверка уровня и замена гидравлической жидкости привода выключения сцепления Удаление воздуха из гидравлического тракта привода выключения сцепления Снятие, обслуживание, установка и регулировка педали сцепления Снятие, установка и проверка исправности состояния датчика-выключателя размыкания цепи стартера Приводные и карданный валы, задний дифференциал Привод передних колес - общая информация Снятие и установка поворотных кулаков, обслуживание ступичных сборок передних колес Снятие, обслуживание и установка переднего приводного вала Привод задних колес - общая информация Снятие и установка ступичных сборок задних колес, замена заднего ступичного подшипника Снятие, проверка состояния и установка компонентов карданного вала Проверка состояния и замена переднего сальника заднего дифференциала Снятие, обслуживание, установка и регулировка заднего дифференциала Т-типа Снятие, обслуживание, установка и регулировка заднего дифференциала VA-типа Снятие, установка и проверка состояния передней балки крепления заднего дифференциала Снятие, обслуживание и установка заднего приводного вала
Сцепление
Спецификации Тормозные механизмы передних и задних колес - общая информация Стояночный тормоз - конструкция и принцип функционирования Клапан-ограничитель давления - конструкция и принцип функционирования Противооткатная система - устройство, принцип функционирования и меры предосторожности Система антиблокировки тормозов (ABS) - общая информация, принцип функционирования Система динамической стабилизации (VDC) - общая информация, принцип функционирования Проверка состояния замена колодок дисковых тормозных механизмов передних колес Снятие, проверка состояния и установка передних тормозных дисков Снятие, обслуживание и установка дисковых тормозных механизмов передних колес Проверка состояния и замена колодок дисковых тормозных механизмов задних колес Снятие, проверка состояния и установка задних тормозных дисков Снятие, обслуживание и установка дисковых тормозных механизмов задних колес Снятие, обслуживание и установка главного тормозного цилиндра (ГТЦ) Снятие, установка и проверка исправности функционирования вакуумного усилителя тормозов Снятие, установка и проверка исправности функционирования клапана-ограничителя давления Замена тормозной жидкости Прокачка гидравлического тракта тормозной системы Проверка состояния и замена гибких тормозных шлангов Проверка состояния и замена трубок тормозного тракта Снятие, обслуживание, установка и регулировка педали ножного тормоза Снятие, проверка состояния, установка и регулировка датчика-выключателя стоп-сигналов Снятие, установка, проверка состояния и регулировка рычага привода стояночного тормоза Снятие, проверка состояния и установка элементов тросового привода стояночного тормоза Снятие, установка и регулировка механизма стояночного тормоза Снятие, установка, проверка состояния и регулировка компонентов противооткатного устройства Снятие, установка и проверка исправности функционирования сборки модуля управления/гидромодулятора ABS Проверка последовательности срабатывания клапанов гидромодулятора ABS Снятие, установка и проверка исправности функционирования передних колесных датчиков ABS Снятие, установка и проверка исправности функционирования задних колесных датчиков ABS Снятие, установка и проверка состояния роторов колесных датчиков Снятие, установка и диагностика датчика перегрузок (G-датчик) Диагностика отказов ABS Снятие, установка и регулировка модуля управления VDC Снятие, установка и проверка исправности функционирования гидромодулятора VDC Проверка последовательности срабатывания клапанов гидромодуляторов ABS и VDC Снятие, установка и проверка исправности функционирования датчика увода/поперечных перегрузок Снятие, установка и проверка исправности функционирования датчика угла поворота рулевого колеса VDC Снятие, установка и проверка исправности функционирования колесных датчиков с роторами Снятие, установка и проверка исправности функционирования выключателя деактивации VDC (VDC OFF) Диагностика отказов VDC
Подвеска и рулевое управление
Спецификации Передняя подвеска Снятие, обслуживание и установка поперечных рычагов передней подвески Снятие, проверка состояния и установка шаровых опор Снятие, обслуживание и установка передних стоек Снятие, проверка состояния компонентов и установка переднего стабилизатора поперечной устойчивости Снятие и установка поперечной балки передней подвески Задняя подвеска Снятие, проверка состояния компонентов и установка заднего стабилизатора поперечной устойчивости Снятие, обслуживание и установка продольных рычагов задней подвески Снятие, обслуживание и установка верхнего поперечного рычага задней подвески Снятие, обслуживание и установка задних телескопических амортизаторов Снятие и установка переднего поперечного рычага задней подвески Снятие, обслуживание и установка заднего поперечного рычага задней подвески Снятие и установка передних растяжек заднего подрамника Снятие и установка заднего подрамника Снятие и установка буферных элементов Рулевое управление Конструкция и принцип функционирования элементов гидроусиленного рулевого привода - общая информация Регулируемая травмобезопасная рулевая колонка - общая информация Снятие и установка рулевого колеса Снятие, проверка состояния и установка карданного шарнира рулевой колонки Снятие, обслуживание и установка рулевой колонки Снятие, обслуживание и установка рулевого механизма Снятие, установка и проверка состояния элементов гидравлического тракта ГУР Снятие, обслуживание и установка рулевого насоса Снятие и установка резервуара жидкости ГУР Проверка и замена жидкости ГУР, удаление воздуха из гидравлического тракта Колесные сборки, геометрия подвески Колеса и шины - общая информация Проверка и регулировка геометрии подвески
Кузов
Обслуживание петель и замков автомобиля Замена ветрового и прочих фиксированных стекол Снятие и установка декоративной решетки радиатора Снятие и установка панели защиты картера Снятие и установка переднего бампера Снятие и установка заднего бампера Снятие и установка локеров защиты арок передних колес Снятие и установка боковых накладок кузовных панелей Снятие и установка переднего обтекателя Снятие и установка заднего спойлера Снятие и установка боковых спойлеров Снятие и установка профильных направляющих верхнего багажника Снятие установка главного вещевого ящика Снятие и установка элементов центральной консоли Снятие и установка панели приборов Снятие и установка панелей внутренней обивки дверей, включая дверь задка (модели Legacy Универсал и Outback) и крышку багажного отделения (модели Седан) Снятие и установка элементов внутренней отделки Ремни безопасности - общая информация, проверка состояния, снятие и установка, порядок утилизации несработавших аварийных натяжителей Снятие, обслуживание и установка сидений Снятие, установка и регулировка капота Снятие, установка и регулировка замка капота Снятие и установка передних крыльев Снятие, установка и регулировка дверных панелей Снятие, обслуживание и установка компонентов верхних люков Снятие, установка и проверка компонентов замковых сборок Снятие, установка и регулировка дверных стекол и компонентов стеклоподъемников Снятие, обслуживание и установка зеркал заднего вида Снятие, обслуживание и установка стеклоочистителей и компонентов тракта подачи омывающей жидкости Контрольные кузовные размеры
Бортовое электрооборудование
Спецификации Поиск причин отказов электрооборудования Предохранители - общая информация Прерыватели цепи - общая информация Реле - общая информация и проверка исправности функционирования Детали прокладки бортовой электропроводки Система дополнительной безопасности (SRS) - устройство и принцип функционирования Диагностика неисправностей SRS Снятие и установка компонентов SRS Система управления скоростью (темпостат) - устройство и принцип функционирования Проверка исправности функционирования компонентов и диагностика отказов темпостата Снятие, проверка состояния и установка компонентов системы управления скоростью Комбинация приборов - общая информация и принцип функционирования компонентов Диагностика отказов компонентов комбинации приборов Снятие, обслуживание и установка комбинации приборов, проверка состояния компонентов Обогрев заднего стекла и зеркал заднего вида - общая информация, проверка исправности функционирования компонентов, восстановительный ремонт термоэлектрического нагревательного элемента Обогрев щеток стеклоочистителей - общая информация, проверка исправности функционирования компонентов, восстановительный ремонт термоэлектрического нагревательного элемента Снятие, проверка состояния и установка выключателей управления функционированием электропривода регуляторов стеклоподъемников Электропривод зеркал заднего вида - проверка исправности функционирования Снятие проверка и установка переключателя управления функционированием электропривода наружных зеркал заднего вида Снятие, проверка состояния и установка переключателя управления функционированием электропривода верхнего люка Снятие, проверка состояния и установка комбинированных подрулевых переключателей Проверка исправности функционирования электромоторов привода стеклоочистителей, снятие, проверка и установка управляющего реле заднего стеклоочистителя на моделях Legacy Универсал/Outback Проверка реле и выключателей осветительных и сигнальных приборов Снятие и установка осветительных приборов, замена ламп Снятие, проверка состояния и установка рожков и выключателя клаксона Проверка состояния и замена контактной группы выключателя зажигания Единый замок - устройство, принцип функционирования, диагностика неисправностей Снятие, проверка состояния и установка компонентов единого замка Система иммобилизации двигателя - устройство, принцип функционирования, диагностика неисправностей Снятие и установка компонентов системы иммобилизации двигателя Снятие и установка сборки радиоприемника Снятие и установка громкоговорителей Проверка состояния и восстановительный ремонт оконной антенны радиоприемника Снятие, установка и проверка состояния антенного усилителя радиоприемника Снятие и установка прикуривателя Схемы электрических соединений Распределение питания Распределение заземления Подушки безопасности Система кондиционирования воздуха Система антиблокировки тормозов (ABS) Система управления автоматической трансмиссии Аудиосистема Система заряда Комбинация приборов Система управления скоростью (темпостат) Дверные замки Измеритель температуры охлаждающей жидкости двигателя Электрооборудование двигателя Измеритель запаса топлива Неотключаемый двухступенчатый редуктор Передняя розетка электропитания Привод регулировки фар Клаксон Система иммобилизации двигателя Единый замок Огни заднего хода Габаритные огни и подсветка приборов Противотуманные фары Фары Внутреннее освещение Стоп-сигналы Указатели поворотов и аварийная сигнализация Контрольная лампа давления масла Дисплей вывода показаний датчика температуры наружного воздуха Контрольная лампа взведения стояночного тормоза/уровня тормозной жидкости Электропривод сидений Электропривод стеклоподъемников Вентилятор системы охлаждения Задняя розетка электропитания Задние туманные фонари Электроообогрев заднего стекла Электропривод дверных зеркал заднего вида Контрольная лампа <Пристегните ремни> Обогрев сидений Система запуска Электропривод верхнего люка Система динамической стабилизации (VDC) Очистители/омыватели ветрового стекла Очиститель/омыватель заднего стекла, модели Универсал Электрообогрев стеклоочистителей
Обслуживание блока цилиндров

Обслуживание блока цилиндров

Местоположение и схема нанесения размерной маркировки коренных подшипников и цилиндров 4-цилиндрового двигателя

A — Маркировка размера коренных подшипников
B — Маркировка комбинации левого и правого полублоков
C — Маркировка размера цилиндра № 1

D — Маркировка размера цилиндра № 2
E — Маркировка размера цилиндра № 3
F — Маркировка размера цилиндра № 4


Чистка и проверка состояния блока

Чистка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Снимите крышки коренных подшипников и извлеките из своих постелей в крышках и блоке вкладыши подшипников. Пометьте вкладыши при помощи скотча на соответствие своим постелям (№ подшипника, блок/крышка) и отложите их в сторону.
2. Соскоблите с сопрягаемой поверхности блока все следы материала старой прокладки. Постарайтесь не оставлять задиров.
3. Снимите с блока все крышки и резьбовые заглушки масляных галерей. Заглушки обычно затянуты очень туго, поэтому, вполне возможно, их придется высверливать с последующим восстановлением резьбы в отверстии. При сборке блока заглушки следует заменить новыми.
4. При сильном внешнем загрязнении двигателя следует доставить его в мастерскую автосервиса для паровой чистки или термообработки.
5. После возврата блока из мастерской еще раз тщательно прочистите все масляные отверстия и галереи - для этой цели выпускаются специальные цилиндрические щетки особой формы (спрашивайте в магазинах автомобильных аксессуаров). Промойте полости и каналы теплой водой, - продолжайте промывку до тех пор, пока с противоположной стороны блока не начнет вытекать чистая вода. Тщательно высушите блок, затем слегка смажьте все проточенные поверхности жидким маслом для защиты их от коррозии. При наличии доступа к источнику сжатого воздуха воспользуйтесь им для ускорения процесса сушки блока и продувки труднодоступных полостей и каналов.

  При работе со сжатым воздухом не забывайте надевать защитные очки!

6. При сильном загрязнении или зашлаковывании блока следует прибегнуть к щеточной чистке горячей водой с мылом. Не следует пытаться сэкономить время за счет небрежного отношения к чистке блока. Вне зависимости от выбранного способа, проследите за тщательностью прочистки труднодоступных полостей, каналов и отверстий. В заключение просушите блок и смажьте проточенные поверхности жидким маслом для защиты их от коррозии.
7. Прогоните все резьбовые отверстия в блоке метчиком соответствующего размера с целью гарантии соответствия показаний индикатора динамометрического ключа реально развиваемым усилиям затягивания крепежа при сборке двигателя. Затем, по возможности, продуйте прогнанные отверстия сжатым воздухом, удалив из них весь мелкий мусор и стружку. Закончив обработку отверстий, пройдитесь леркой по резьбовой части болтов.
8. Установите на место крышки коренных подшипников, от руки затянув их крепеж.
9. Смажьте незастывающим герметиком резьбу новых заглушек и закупорьте ими отверстия масляных галерей. Проследите за прочностью затягивания заглушек.
10. Если не собираетесь без промедления приступать к сборке двигателя, поместите блок в большой полиэтиленовый пакет для защиты его загрязнения.

ПРОВЕРКА

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Предварительно блок должен быть тщательным образом очищен.
2. Произведите внешний осмотр полублоков на предмет выявления следов коррозии, трещин и прочих повреждений. Проверьте состояние резьбы болтовых отверстий. Разумно будет также произвести тестирование полублоков на наличие скрытых трещин в условиях мастерской автосервиса с применением специального диагностического оборудования. В случае выявления дефектов блок подлежит восстановительному ремонту или замене.
3. Проверьте проходимость маслотоков.
4. Оцените степень неплоскостности сопрягаемых поверхностей полублоков. Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций, в случае необходимости отдайте блок в проточку.
5. Проверьте состояние зеркал цилиндров.
6. Оцените величины имеющих место конусности и овальности цилиндров:

a) Измерьте диаметр каждого из цилиндров в верхнем (непосредственно под границей ступенчатого износа), центральном и нижнем сечениях в плоскости параллельной оси коленчатого вала;
b) Измерьте диаметры на тех же трех уровнях, но в плоскости, перпендикулярной оси блока;
c) Величину конусности цилиндра определяет разница между результатами измерений в верхнем и нижнем сечениях. Овальностью называется разница диаметров в параллельной и перпендикулярной оси коленчатого вала в каждой из плоскостей.
d) Сравните результаты проверки с номинальными значениями (см. Спецификации).
7. Действуя в аналогичной манере, поочередно проверьте все цилиндры.
8. При выявлении заметных дефектов или отклонении результатов измерений от нормативных требований, блок цилиндров подлежит восстановительной механической обработке в условиях мастерской автосервиса. Если в процессе восстановительного ремонта была произведена расточка цилиндров, двигатель должен быть укомплектован новыми поршнями соответствующего ремонтного (с превышением) размера.
9. Если состояние зеркал цилиндров в ходе выполнения проверки найдено удовлетворительным при одновременном соблюдении нормативных требований к форме цилиндров и зазорам посадки в них поршней, необходимость в проточке цилиндров отпадает. Достаточно будет лишь выполнить хонингование их зеркал.


Цилиндры и поршни

Проверка состояния

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Размерная маркировка цилиндров выбивается сверху в передней части блока. Поршни стандартных размеров делятся на две размерных группы (А и В) и должны устанавливаться в цилиндры, помеченные соответствующим образом.

2. При замене изношенных поршней сменные элементы подбираются исходя из величины зазора посадки поршня в цилиндре. Измерьте внутренний диаметр каждого из цилиндров в четырех сечениях перпендикулярно оси поршневого пальца (в 10, 45, 80 и 115 (115 - только для двигателей SOHC) мм от оси поршневого пальца).

  Измерения следует производить при температуре 20°С.


A — Направление оси поршневого пальца
B — Упорное направление

A — Направление оси поршневого пальца
B — Упорное направление

3. Приготовив комплект поршней ремонтного размера, измерьте диаметры их юбок в плоскости перпендикулярной оси поршневого пальца на расстоянии H = 40.0 мм (модели 2.0 л)/37.0 мм (модели 2.5 л)/ 39.0 мм (модели 3.0 л) от днища поршня.

  Измерение производите при температуре 20°С.

4. Сравнив результаты измерений с требованиями Спецификаций, определите величины посадочных зазоров поршней, оцените конусность и овальность цилиндров, в случае необходимости отдайте блок в проточку. Обратите внимание, что измеренный сразу же после проточки диаметр цилиндра может не соответствовать реальному полученному диаметру из-за повышенной температуры.

  Все цилиндры должны протачиваться до одинакового ремонтного размера! Если растачивание без превышения предельно допустимого размера не представляется возможным, блок подлежит замене!

5. Перед сборкой двигателя в обязательном порядке проводится хонингование зеркал цилиндров с целью достижения правильной посадки на них поршневых колец, обеспечивающей должную герметичность камер сгорания.

  При отсутствии под рукой необходимых инструментов или нежелании самостоятельно выполнять хонингование, работа за вполне умеренную плату может быть поручена специалистам мастерской автосервиса.


Хонингование цилиндров

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Прежде чем приступать к хонингованию, установите на место крышки коренных подшипников и затяните крепежные болты с требуемым усилием.
2. Выпускаются два типа хонов для обработки зеркал цилиндров: хон типа «бутылочный ершик» и, более традиционный, поверхностный хон в виде насадки с подпружиненными точильными камнями. Оба инструмента обеспечивают необходимое качество обработки зеркал цилиндров, хотя использование первого для неопытного механика предпочтительнее. Потребуется также достаточное количество ветоши, специального хонинговочного или просто жидкого машинного масла, а также электродрель в качестве привода для хонинговочных насадок. Действуйте в следующем порядке:

a) Зажмите хон в патрон электродрели, сведите подпружиненные точильные камни/прутья ершика насадки и заправьте последнюю в цилиндр.

  Не забудьте надеть защитные очки или лицевой щиток!

b) Обильно смочите зеркало обрабатываемого цилиндра маслом, включите дрель и начинайте совершать насадкой возвратно-поступательные движения внутри цилиндра. Скорость вертикального перемещения хона должна обеспечивать нанесение на поверхности зеркала цилиндра сетчатого узора с углом пересечения сторон ячеи около 60°. Не жалейте масла и старайтесь не снимать с поверхности стенок цилиндра больше материала, чем это действительно необходимо для достижения требуемого результата.

  Изготовители поршневых колец могут предъявлять собственные требования к углу пересечения сторон ячеи сетчатого узора, - внимательно ознакомьтесь с инструкцией на упаковке ремнабора;

c) Не извлекайте хон из цилиндра до полной остановки дрели! Продолжайте совершать возвратно-поступательные движения насадкой до тех пор, пока она не прекратит вращаться. После остановки дрели сожмите точильные камни и извлеките хон из цилиндра. При пользовании хоном типа «бутылочный ершик» дождитесь полной остановки дрели, затем извлекайте насадку, продолжая вручную вращать патрон в нормальном направлении;
d) Протрите ветошью зеркало цилиндра и переходите к хонингованию следующего.
3. По завершении обработки, воспользуйтесь надфилем для снятия фасок с верхних краев цилиндров, - данная обработка производится с той целью, чтобы не возникло затруднений с заправкой в цилиндры поршней с надетыми на них кольцами. Соблюдайте крайнюю осторожность, - не оцарапайте надфилем зеркало цилиндра.
4. В заключение весь блок должен быть тщательно промыт теплым раствором мыльной воды.

  Цилиндры можно считать промытыми, когда после проведения по зеркалу смоченной маслом белой ветошью на ней не остается серого налета. Не забудьте прочистить цилиндрической щеткой все масляные отверстия и каналы, затем промойте блок струей воды под напором.

5. После промывки тщательно просушите блок и смажьте проточенные поверхности маслом для защиты их от коррозии. До начала сборки двигателя заверните блок в чистый полиэтиленовый пакет.


Поршни и поршневые пальцы

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. В рассматриваемых двигателях используются поршни облегченной юбочной конструкции с термальными канавками под установку маслосъемных колец.
2. Пальцы поршней смещены либо вверх (четные номера цилиндров), либо вниз (нечетные номера цилиндров).
3. Внимательно осмотрите каждый из поршней на наличие трещин в юбке, вокруг выступов под установку поршневых пальцев и в районе расположения колец.
4. Проверьте упорные поверхности юбки поршня на наличие царапин, днище - на наличие сквозных отверстий и прогаров по краю. Присутствие царапин на юбке можно расценивать как признак длительных перегревов двигателя, либо слишком раннего зажигания воздушно-топливной смеси, - проверьте исправность функционирования системы охлаждения. Прогары по краям днища являются свидетельством детонации. В любом случае, причина выявленного нарушения должна быть устранена во избежание рецидивов. В качестве возможных причин образования перечисленных дефектов могут выступать также утечки всасываемого воздуха, неправильная компоновка воздушно-топливной смеси, нарушение установки угла опережения зажигания, неправильное функционирование систем зажигания и EGR.
5. Точечная коррозия поршней в виде каверн говорит о попадании в камеры сгорания и/или картер двигателя охлаждающей жидкости. Опять-таки, позаботьтесь, чтобы причина внутренних утечек была устранена.
6. Проверьте свободу посадки в поршнях пальцев верхних головок шатунов. При температуре 20°С пальцы должны заправляться в посадочные отверстия в поршнях усилием большого пальца, - если данное условие не выполняется, произведите замену соответствующих пальцев.
7. Измерьте зазор посадки поршневого пальца в поршне. Если измеренная величина не соответствует Спецификациям, замените палец.
8. Проверьте, нет ли заусенцев в канавке кольцевого пружинного замка поршневого пальца. Если замок не движется свободно, удалите заусенцы.


Детали установки и конструкция поршневых колец 4-цилиндровых двигателей

1 — Установочная маркировка (вперед по двигателю)
2 — Идентификационный код (размер поршня)
3 — Код объема двигателя
A — Верхнее компрессионное кольцо
B — Второе компрессионное кольцо
C — Маслосъемное кольцо

a — Внутренняя фаска
b — Выборка
c — Верхняя рабочая секция маслосъемного кольца
d — Расширитель маслосъемного кольца
e — Нижняя рабочая секция маслосъемного кольца


Детали установки и конструкция поршневых колец 6-цилиндровых двигателей

1 — Установочная маркировка (вперед по двигателю)
A — Верхнее компрессионное кольцо
B — Второе компрессионное кольцо
C — Маслосъемное кольцо
a — Внутренняя фаска

b — Выборка
c — Верхняя рабочая секция маслосъемного кольца
d — Расширитель маслосъемного кольца
e — Нижняя рабочая секция маслосъемного кольца


Поршневые кольца

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. На каждом поршне установлено по три кольца: два компрессионных (верхнее и второе) и одно маслосъемное. На верхнем компрессионном кольце имеется внутренняя фаска; на втором компрессионном кольце – обеспечивающая снижение расхода двигательного масла выборка с наружного края нижней поверхности.
2. Предварительно поршни и шатуны должны быть тщательно очищены. Кольца с поршней необходимо снять.

  Поршневые кольца подлежат замене в обязательном порядке.

3. При помощи специального приспособления снимите кольца с поршней, - постарайтесь случайно не повредить стенки последних.
4. Соскоблите с днищ поршней следы угольных отложений. После удаления основного слоя отложений зачистите поверхность вручную проволочной щеткой или куском мелкозернистой наждачной бумаги.

  Ни в коем случае не используйте для зачистки изготовленных из мягкого материала и легко подверженных эрозии поршней проволочные насадки к электродрели!

5. При помощи специального приспособления прочистите канавки под установку колец на поршнях. Альтернативно можно воспользоваться для этой цели обломком старого поршневого кольца, однако соблюдайте осторожность, - не оцарапайте дно и стенки канавки и не порежьте пальцы.
6. Удалив основные отложения, промойте шатунные сборки растворителем и тщательно просушите их, по возможности с применением сжатого воздуха.

  При пользовании сжатым воздухом не забывайте надевать защитные очки! Проверьте проходимость масловозвратных отверстий в задних стенках канавок под установку поршневых колец, а также масляных отверстий в нижних головках шатунов.

7. Если стенки поршней и зеркала цилиндров не повреждены и чрезмерно не изношены, а блок двигателя не протачивался и не заменялся, необходимость в замене поршней отпадает. Нормальный износ поршней проявляется в виде вертикальных следов выработки по упорной поверхности и небольшой слабины посадки верхнего компрессионного кольца в своей канавке. Не забывайте, что замена поршневых колец производится в обязательном порядке, вне зависимости от их состояния.

8. Оцените величину бокового зазора посадки поршневых колец в своих канавках, для чего вложите новое кольцо снаружи в свою канавку на поршне и щупом лезвийного типа измерьте остающийся зазор. Повторите измерение в двух-трех точках по периметру канавки. Помните, что верхнее компрессионное кольцо отличается от второго (нижнего). Если величина зазора превышает допустимое значение (см. Спецификации), поршни подлежат замене.

9. Выполните проверку зазоров в замках поршневых колец: заправьте кольцо в цилиндр и выровняйте его перпендикулярно, днищем поршня, утопив на глубину около 15 мм. Измерение производится при помощи щупа лезвийного типа. Поочередно определите зазоры в замках всех колец. Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций, в случае необходимости расточите замки напильником, зажав кольцо в тиски, - тяните напильник только изнутри кольца наружу!


Шатуны и шатунные подшипники

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  Если двигатель ремонтируется с целью устранения стука пальцев, замените шатунные сборки.

1. Если толкающие поверхности любой из головок шатуна повреждены, его следует заменить.

2. На специальном стенде оцените величину остаточного изгиба и скручивания шатуна.

A — Щуп лезвийного типа
B — Шатун

3. Установите шатун с вкладышами на соответствующую шейку коленчатого вала и при помощи щупа лезвийного типа определите величину осевого люфта сборки. Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций, в случае необходимости замените изношенный шатун.

4. Оцените состояние вкладышей шатунных подшипников. Удостоверьтесь в отсутствии задиров, заусениц, выщерблин, признаков перегрева и прочих дефектов, - чрезмерно изношенные вкладыши подлежат замене.
5. Измерьте величину рабочих зазоров каждого из шатунных подшипников при помощи калиброванной пластмассовой нити из набора Plastigage, - следуйте инструкциям изготовителей. Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций, в случае необходимости замените вкладыши стандартными или ремонтными соответствующего размера.

6. Оцените состояние втулок в верхних головках шатунов. Удостоверьтесь в плотности посадки во втулках поршневых пальцев.

7. Изношенные или поврежденные втулки подлежат замене: выпрессовывание втулок производится при помощи специального инструмента ST 5990337100 или ST 18350АА000. Перед посадкой новая втулка смазывается чистым двигательным маслом. Просверлите во втулке два отверстия диаметром 3 мм и разверните внутреннюю поверхность втулки. Закончив процедуру, тщательно очистите втулку от стружки.


Коленчатый вал и коренные подшипники

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Тщательно протрите коленчатый вал и внимательно осмотрите его на наличие трещин, в случае необходимости отдайте вал в мастерскую автосервиса для проведения дефектоскопии с применением специального оборудования. В случае выявления дефектов вал подлежит замене.

2. Уложив коленчатый вал цапфами на призмы с V-образными выборками, при помощи циферблатного измерителя плунжерного типа определите величину радиального биения вала шейке центрального коренного подшипника.

  При отсутствии под рукой специальных призм, посадите в один из полублоков вкладыши 1-го и 5-го коренных подшипников, и опустите в них вал. Сравните результат измерения с требованиями Спецификаций. В случае необходимости отдайте вал в проточку, либо произведите его замену.

3. Проверьте коренные и шатунные шейки вала на наличие признаков износа и повреждений. Путем измерения диаметров шеек в различных сечениях и плоскостях определите величины конусности и овальности. Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций. В случае необходимости отдайте вал в проточку, - после проточки размеры шеек должны соответствовать одному из стандартных ремонтных типов (см. Спецификации).

4. Внимательно осмотрите вкладыши коренных подшипников на наличие следов перегрева, выщерблин, оцените степень износа рабочих поверхностей. Определите величину осевого люфта вала по центральному (упорному) подшипнику. Если измеренная величина не удовлетворяет требованиям Спецификаций, замените подшипник.

5. При помощи калиброванной проволоки из измерительного набора Plastigage определите величины рабочих зазоров в коренных подшипниках. Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций. В случае необходимости замените вкладыши ремонтными, либо отдайте вал в проточку.

РЕКЛАМА